-   - 
Мольберт

Мольберт

Русскоязычная Википедия не дает хоть сколько-нибудь внятного объяснения, что такое мольберт. Самое толковое там только самая первая строчка:

Мольберт (от нем. Malbrett: доска для рисования) — подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т. д.

В принципе, это толкование верное. Но не полное. Наш производственный опыт дает нам возможность рассказать о данном термине несколько больше. Мы бы дали вот такое определение:

Мольберт – 1. Инструмент художника, на котором размещается работа: холст, планшет с бумагой, непосредственно бумага, любой расписываемый плоский объект. 2. Подставка для демонстрации чего-либо плоского, для вертикального размещения экспонируемых материалов: картин, постеров, телевизоров, меню, объявлений.

Классифицировать мольберты можно различными способами:

  1. По назначению
    1. Художественные мольберты для рисования
    2. Выставочные мольберты
    3. Презентационные мольберты
  2. По способу установки
    1. Напольные мольберты
    2. Настольные мольберты
    3. Настенные мольберты
  3. По месту использования
    1. Бытовые мольберты, мольберты для использования в небольших помещениях, дома
    2. Студийные мольберты
    3. Полевые мольберты для рисования, уличные мольберты для экспозиции
    4. Мольберты для офисов, коммерческих помещений
  4. По типу корпуса
    1. Мольберты-лиры или мольберты с А-корпусами
    2. Мольберты-хлопушки
    3. Мольберты-треноги
    4. Палочные мольберты
    5. Мольберты с H-корпусами
    6. “Ослики”/”лошадки”
    7. Художественные станции, мольберты-столы
    8. Этюдники
  5. По материалам изготовления
    1. Сосна
    2. Береза
    3. Бук
    4. Фанера
    5. Дуб
    6. Рябина
    7. Бамбук
    8. Сталь
    9. Алюминий
    10. Пластики
  6. По возрасту художника (для художественных мольбертов)
    1. Детские мольберты
    2. Мольберты для всех остальных
  7. По используемым материалам (для художественных мольбертов)
    1. Акрил, масло, аэрография
    2. Акварель, тушь
    3. Карандаши, пастель, мелки
    4. Маркеры

Разделение мольбертов по назначению

Художественные мольберты для рисования

Мольберт для рисования Леон в домашней студии Основной класс. Такие мольберты в первую очередь предназначены для помощи в процессе рисования. Эстетическая составляющая подобных инструментов вторична, на первое место выходит функциональность. Художественные мольберты должны в первую очередь обеспечивать комфорт работы художника, поэтому различные конструкции в данном классе могут подразумевать следующие функции: регулировка наклона холста в том числе и под отрицательным углом наклона, дополнительные поверхности для размещения красок, кистей, палитры, возможность изменять высоту положения работы, противовесы или лебедки для очень тяжелых картин, возможность устанавливать дополнительное освещение прямо над картиной и пр.

Данные мольберты возможно использовать и не по прямому назначению. Например, для экспозиции картин. Однако стоит учесть, что качеством отделки мольбертов для рисования производители могут жертвовать в угоду более высокой функциональности при сохранении минимальной цены.

Выставочные мольберты

Замечательный выставочный мольберт на парижской барахолке

Мольберты из этого класса предназначены для организации выставок или схожих задач: например, для оформления витрины магазина или для установки плана рассадки гостей на свадьбе.

Эстетическая составляющая первостепенна. В качестве выставочных мольбертов нередко используются недорогие художественные модели. Материал изготовления и удачные пропорции наиболее общепринятых конструкций обеспечивают достаточную степень эстетичности. Однако во многих случаях простых изделий не достаточно для соответствия уровню мероприятия или уровню выставляемых на мольбертах картин.

Для повышения степени презентабельности используются следующие подходы:

  • покраска или более качественная отделка простых мольбертов
  • использование более благородных пород древесины при изготовлении
  • изменение конструкции на более изящную или витиеватую, добавление резных элементов
  • изготовление мольберта из нетрадиционных материалов: например из тонкой стальной арматуры и кованых элементов получаются очень легкие визуально конструкции

У некоторых моделей выставочных мольбертов может быть предусмотрена установка более чем одного полотна. Для установки объектов на улице от подставки зачатую требуется устойчивость к жестким условиям эксплуатации – серийные модели, обладающие большой массой, зачастую имеют очень высокую цену, поэтому для таких задач нередко мольберты изготавливаются под заказ.

Презентационные мольберты

Магнитно-маркерная доска на трех ногах Магнитно-маркерные доски на ножках, и планшеты, на которых закрепляется бумага для проведения презентаций – все это тоже мольберты. Особого разнообразия моделей в данном классе нет. Конструкционно похожи на художественные мольберты-хлопушки. Являются товаром канцелярских, а не художественных магазинов.

На стыке выставочных и презентационных мольбертов стоят мольберты с поверхностями для мела. Используются для часто меняющейся информации, как правило, около коммерческих помещений: кафе, бары, магазины. Для рисования почти не используются (разве что детские модели).

Разделение мольбертов по способу установки

Напольные мольберты

Самый распространенный тип подставок. Устанавливается на полу в помещении или на земле на улице.

Настольные мольберты

 Настольный мольберт с блошиного рынка под Парижем

Небольшие подставки для установки объектов малых и средних размеров. Чаще всего используются для рисования. Реже для экспонирования картин форматов до А3 или сходных по размеру объектов: тарелки, книги.

Настенные мольберты

Изящный дубовый настенный мольберт из США Весьма экзотический класс. Скорее теоретический. Среди изготовленных непосредственно художниками мольбертов встречался комплекс для закрепления холстов, смонтированный на стене мастерской. В коммерческом секторе в продаже встречались американские мольберты для выставок: элегантное, но узкое решение, которое требует существенного вмешательства в конструкцию здания, где устанавливаются мольберты.

Разделение мольбертов по месту использования

Бытовые мольберты, мольберты для использования в небольших помещениях, дома

Несложные, сравнительно недорогие изделия. Универсальные модели, без большого числа настроек. Предназначены для использования дома или для обучения начинающих художников. Такие мольберты не требовательны к отделке, поскольку нет потребности в борьбе с условиями жесткой среды. Конструкция также не сложна – для непрофессиональных художников предпочтительнее простота в эксплуатации и умеренные размеры.

Студийные мольберты

Мольберт Клод Нередко крупные, массивные мольберты. Предполагается, что данный класс мольбертов предназначен для опытных художников, у которых имеется отдельное помещение для работы – студия. Однако это вовсе не означает, что студийные мольберты можно использовать только там. Это скорее рекомендация. Зачастую студийные мольберты требуют значительного запаса пространства: высокие потолки для возможности выдвинуть центральную штангу, пространство вокруг для возможности поворачивать мольберт для установки правильного света, а также для обеспечения места под массивное основание художественного станка.

Данный класс мольбертов отличает более сложная по сравнению с бытовыми конструкция. Большое число настроек позволяет сделать работу творца комфортной и эффективной. Большая масса и большие габариты позволяют надежнее и стабильнее фиксировать картину.

Нередко студийные мольберты используются в качестве выставочных. Для их изготовления во многих случаях применяют прочную, благородную древесину. Конструкция в случае не слишком “перегруженных” функционалом экземпляров остается гармоничной и в то же время надежной. Однако стоит учитывать, что это именно художественный инструмент, предназначенный для рисования. Организаторы выставок, использующие такие мольберты, скорее всего, переплачивают за избыточную надежность или не нужный функционал.

Полевые мольберты для рисования, уличные мольберты для экспозиции

Художник в Риме: использует треногу и планшет формата А1 для рисунка простым карандашом К любому мольберту из данного класса предъявляется требование атмосферостойкости. Если инструмент, эксплуатируемый в помещении, не нуждается в отделке, то для уличных мольбертов защита от влаги обязательна: либо пропитка маслом, либо покрытие лакокрасочными материалами.

Но вот к размерам и массе художественных и презентационных инструментов требования уже диаметрально противоположные. Для художника, выходящего рисовать на природу, важна компактность и легкость мольберта. А вот мольберт, который стоит на улице города, с проходящими рядом толпами людей, должен быть массивным и вандалоустойчивым.

Мольберты для офисов, коммерческих помещений

То же самое, что и презентационные.

Разделение мольбертов по типу корпуса

Одна из самых значительных дифференциаций. Большинство производителей и продавцов во всем мире использую нижеследующую классификацию для распределения мольбертов по группам.

Мольберты-лиры или мольберты с А-корпусами

Мольберт-лира Карл Конструкция, отдаленно напоминающая структуру музыкального инструмента лира: симметричные боковины корпуса, по центру идет блок струн. У мольберта струн нет – между двумя боковыми стойками-ножками идет центральная штанга, на которой располагаются полки-держатели для картин. Боковые ножки наклонены к центру – от этого мольберт выглядит изящнее и компактнее, хоть и несколько снижается площадь опоры для устанавливаемой картины.

Из-за наклона боковых ножек мольберт также напоминает букву “А” – у ряда моделей боковые стойки именно так и сходятся. Никаких особых технических преимуществ данный ход не дает, разве что эстетические.

Данный тип конструкции прост. Благодаря этому цена на такие мольберты относительно невысока. Высокая надежность и простота эксплуатации. Все это обеспечило мольбертам-лирам невероятную популярность и распространенность. С ними легко справляются начинающие творцы. Для художественных школ это также оптимальное решение: за умеренный бюджет мастерская обеспечивается универсальным инструментом, подходящим для почти любой изобразительной техники. Во многих ситуациях мольберты-лиры прекрасно справляются и с выставочными задачами, поскольку позволяют экспонировать картины существенных размеров.

Как правило, в данном классе не встречается профессиональных моделей. Но при этом существует масса аксессуаров и модификаций, которые делают работу на таком мольберте удобнее: дополнительные полки, “кошка”, стаканчики, наклонная центральная штанга, навесная подсветка, бортики с зубчиками.

Ограничений по материалам, размерам и отделке данная конструкция не накладывает. Поэтому существуют и дорогие элитные модели. Тем не менее, большая цена, более благородный материал не дают существенных преимуществ именно в области работы художника.

“Лиры”, в основном, являются напольными мольбертами. Однако подобная конфигурация применима и к настольным моделям.

Мольберты-хлопушки

Пример схлопывания мольберта Художественный инструмент, у которого объединены корпус мольберта и плоскость для закрепления бумаги. Как правило, “тело” художественного станка состоит из двух рамок, соединенных сверху петлями. В рабочем состоянии профиль похож на букву “А”, и для того, чтобы привести его в компактный вид, половинки мольберта необходимо свести вместе, “схлопнуть”. Естественно, при аккуратном обращении, на самом деле никакого хлопка не происходит, инструмент просто складывается.

Существенными недостатками конструкции является неудобная работа с холстами (точнее, такая работа вообще не предполагается), отсутствие или неудобство системы изменения высоты, ограничение по форматам работы.

Большой мольберт-хлопушка Ульен А1 от Radobro Достоинства “хлопушек” заключается в их устойчивости, компактности, почти полному отсутствию сложных регулировок, более низкой стоимости по сравнению с комплектом из отдельно продающихся мольбертов и планшетов. Данные факторы делают рассматриваемый класс неплохим инструментом для детских художественных школ. Стоит признать, что вышеозначенное утверждение справедливо для периода в истории творчества, когда доступ к металлической фурнитуре и крепежу был существенно сложнее, чем сейчас. В сегодняшние дни более эффективным инструментом стоит признать мольберт-лиру. Однако “хлопушки” остаются традиционными, надежными помощниками на начальных стадиях обучения рисунку.

Чаще всего такие мольберты являются напольными, но предполагают работу сидя. Среди настольных мольбертов данная конструкция встречается редко.

Презентационный мольберт-хлопушка с меловой поверхностью Концепция “хлопушки” почти всегда применяется для офисных презентационных мольбертов. Только вместо деревянной поверхности для закрепления бумаги используются металлические и пластиковые панели. Также схема “две рамки с панелями для рисования, скрепленные сверху петлями” широко распространены в области рекламы и маркетинга: уличные “хлопушки” снабжаются поверхностями для рисования мелом и используются в качестве рекламных щитов и меню.

Мольберты-треноги

Название класса подразумевает несколько более узкую прослойку художественных инструментов, чем можно предположить изначально. Конструкция с тремя точками опоры является экономичной и устойчивой, поэтому такая схема часто используется в мольбертостроении. Все мольберты-лиры и некоторые модели мольбертов-хлопушек имеют три опорные ноги. Тем не менее, к классу треног они не относятся.

Под мольбертами-треногами чаще всего подразумевают компактные модели с телескопическими ножками, легкими небольшими креплениями для холста, без ящика для красок. Как правило, это художественный инструмент для работы на улице. Тем не менее, особых противопоказаний для использования в помещении нет.

Полевая тренога Mabef Достоинства очевидны. Выходить на пленэр с мольбертом высотой 170-190 см, шириной 50-60 см и массой 4-5 кг – это усредненные параметры классических “лир” – неудобно. Особенно учитывая, что с собой еще нужно взять еще массу более важных для рисования принадлежностей: краски, кисти, холст, может быть, табурет. А художественная подставка, в сложенном виде занимающая пространство 50*8*8 см и имеющая массу 2-3 кг, обременит в походе на природу существенно меньше.

С недостатками чуть сложнее. Легкая конструкция, тонкость ножек и небольшая площадь опорных полок не обеспечивает комфортную для работы жесткость фиксации холста – под интенсивным нажимом кисти вибрации картины могут стать неприятными. Телескопические ножки представляют собой сложную конструкцию с массой подвижных элементов. Это негативно сказывается на двух параметрах: долговечность и цена изделия. Сложные системы быстрее ломаются. А если их надежность проработана надлежащим способом, то и цена таких хороших инженерных решений оказывается существенной.

Алюминиевый мольберт-тренога с телескопическими ножками На данный момент мольберты-треноги делают из бука, алюминия и стали. Эти материалы не только прочны, но еще и красивы. Самые проблемные места – крепления ножек. У недорогих экземпляров фиксаторы выполнены из пластика, ломаются и изнашиваются легко. Европейские производители на данных узлах предпочитают не экономить, что позитивно сказывается на надежности, и негативно на цене.

Использование в качестве выставочных подставок возможно, но не желательно. Высокая цена, спорная эстетика конструкции, которая не компенсируется прекрасным видом материалов изготовления – это главные факторы, из-за которых для экспозиционных целей такие мольберты подходят плохо. С другой стороны, компактность и легкость треног благоприятно скажутся в случае необходимости регулярно проводить выставки.

Палочные мольберты

Крайне упрощенные треноги. Чаще всего состоят из трех деревянных ножек, соединенных в верхней части болтом, и одной поперечной полки.

Палочный мольберт Поль от Radobro на мастер-классе Очень легкие и дешевые мольберты. Высота ножек не регулируется, можно менять высоту положения полки. Нередко ножки состоят из двух элементов, соединяемых болтом – такое решение делает подставку существенно компактнее при хранении, но внешний вид от этого несколько ухудшается.

Поскольку ножки мольберта довольно тонкие, некоторые производители используют бруски сложного профиля – это несколько улучшает прочностные характеристики подставки.

Палочные мольберты являются прекрасным решением для простых выставок. Они очень компактны в сложенном виде: при хранении и транспортировке места почти не занимают. Стоимость их невысока. Тонкий профиль ножек не отвлекает от экспонируемых материалов. Однако стоит учесть, что для больших нагрузок они не годятся.

Мольберты с H-корпусами

Классический мольберт от Mabef В сравнении с мольбертами-лирами, это более технически оправданная конструкция. Мольберты данного класса в качестве основы имеют прямоугольную раму, очень отдаленно напоминающую букву “Н” с двумя поперечными черточками. Большинство профессиональных художественных подставок относятся именно к такому типу.

Достоинства данной конструкции

  • относительно большая масса станка, в результате чего можно работать даже с массивными полотнами
  • большая жесткость всей конструкции, соединения деталей корпуса, как правило, выполнены лучше, чем у “лир”
  • традиционно полки-держатели большие и удобные
  • как правило, у таких мольбертов предусмотрена возможность изменять высоту установленного полотна без необходимости снимать картину с мольберта
  • у данных мольбертов плоскость опорной рамы либо строго вертикальна, либо имеет возможность отклоняться вперед-назад: это важно при подборе комфортного освещения картины
  • часть мольберта, соприкасающаяся с полом, имеет конфигурацию, к которой можно прикрепить колеса – при работе с массивными полотнами это очень полезное улучшение

Недостатки данной конструкции

  • высокая цена
  • визуально загромождают пространство сильнее любой другой конструкции
  • очень редко мольберты с таким типом корпуса легко и быстро складываются во что-то компактное – как правило, для этого инструмента должно быть отдельное место в помещении, где он будет стоять на постоянной основе

Настольный мольберт с H-корпусом на блошином рынке в Париже Внешне все художественные станки такого типа похожи друг на друга. Однако такая рама позволяет значительно усложнять конструкцию, делая ее удобной для работы творца. Например, еще в XIX веке такие мольберты снабжали винтовой системой подъема полки – в случае, если на подставку установлено полотно массой 15-30 кг (заготовка для иконы вполне может иметь такой вес), то вручную изменять высоту очень неудобно, а с подъемным механизмом вполне. Сегодня встречаются образцы с противовесом – это также служит облегчению процесса подъема и спуска полки с картиной. Бывают мольберты с двумя центральными штангами для сверхшироких картин. Можно встретить конструкции, позволяющие рамы переводить из вертикального положения в горизонтальное, превращая мольберт в стол.

Модифицированный мольберт Жан-Жак от Radobro Изготавливаются такие подставки, как правило, из бука. Однако особых ограничений на используемый материал нет: элитные образцы бывают из дуба, экземпляры попроще - из сосны, встречаются и металлические H-образные мольберты.

Предназначены такие подставки в основном для серьезной художественной деятельности. Однако и нередки случаи использования их в выставочных целях. В XXI помимо картин на такие мольберты начали устанавливать телевизоры: плоские плазменные панели имеют размеры и массу сопоставимы с картинами, а мольберты с Н-корпусами достаточно надежны и красивы, чтобы удерживать дорогостоящую технику.

"Ослики"/"лошадки"

Тонированный мольберт-ослик Донни от Radobro Крайне редкая конструкция. Представляет собой скамью с прикрепленным держателем для картин. В процессе рисования художник “седлает” эту скамейку, располагая инструмент и холст перед собой. Скамья имеет складные ножки, нередко внутри корпуса есть зона для хранения инвентаря. Зона крепления холста также складывается. На одном из концов предусмотрены колеса, а с другой стороны ручка – благодаря этому в собранном состоянии мольберт можно катить, как туристический чемодан.

Предназначены такие мольберты для пленэров или написания картин с натуры. К главным недостаткам можно отнести довольно большую массу, невозможность работать стоя и не самую удобную позу для работы. В остальном весьма занятная и компактная конструкция, годящаяся исключительно для рисования.

Художественные станции, мольберты-столы

Массивные конструкции, сочетающие в себе и мольберт, и ящики для хранения принадлежностей. Несмотря на внушительные габариты и солидный вид, зачастую уступают в функциональности классическим мольбертам с отдельно стоящими тумбами и шкафчиками: вся конструкция выходит довольно громоздкой, сконфигурировать нужным образом положение тумб не удастся, мольберт зачастую имеет небольшие размеры и ограниченный диапазон регулировки высоты. Однако для регулярной работы с полотнами малых и средних размеров такие рабочие станции весьма неплохи.

Этюдники

Этюдники на Монмартре в Париже Идеальное решение для работы вне помещения. Этюдник представляет собой симбиоз следующих элементов:

  • ящик для хранения и переноски красок, кистей, палитры
  • система крючков и зажимов для установки холста малого или среднего размера
  • складные телескопические ножки

Весь этот комплекс легко собирается в художественную министанцию, где у творца под рукой на удобной для него высоте расположены все необходимые материалы. И так же легко собирается в компактный ящик, который можно повесить на плечо или за спину.

К недостаткам можно отнести следующие особенности:

  • высокая цена
  • сложность конструкции, из-за чего ремонтировать своими силами такие мольберты очень трудно
  • невозможно гибко настраивать рабочее место и работать с большими полотнами

Данный класс мольбертов очень плохо подходит в качестве домашнего мольберта: этюдники предназначены для возможности работать в жестких условиях, когда нет возможности взять с собой весь творческий арсенал и разложить его удобным образом.

Данный класс художественных подставок совсем не подходит для выставочных целей. Изготавливаются такие мольберты, как правило, либо из бука – это красивые, довольно дорогие модели, у которых и ящик, и ножки сделаны из древесины, либо из фанеры и металла – это строгие, функциональные изделия, которые выглядят попроще, но и стоят меньше.

Разделение мольбертов по материалам изготовления

В большинстве случаев от материала, из которого сделан мольберт, его прочность и надежность не зависят. Куда важнее продуманность и качество узлов неподвижных и подвижных соединений. От материала зависят эстетическая составляющая, комфорт в уходе ну и цена.

Сосна

Один из самых доступных материалов для производства мольбертов. Недорогие мольберты, от которых требуется функционал делаются из хвойной древесины. Такие инструмент хороши для рисования и для простых выставок, однако из-за трудности качественной отделки и низкой износостойкости получить мольберт “элитного” внешнего вида из сосны довольно трудно.

Береза

Технические характеристики березового бруса высоки, но эстетическая составляющая оставляет желать лучшего: древесина блеклая и не имеет интересного рисунка. Как правило, такие мольберты чуть “опрятнее” сосновых, несколько дольше сохраняют “товарный” вид, но в целом служат почти столько же и так же, как и более дешевые собратья их хвойных пород дерева.

Бук

Мощный станковый мольберт с противовесом из бука Один из самых лучших материалов для производства мольбертов. Европейские гранды мольбертостроения используют именно эту породу.

Бук – очень плотная и прочная древесина. Мелкая, равномерная структура позволяет получать аккуратные гладкие поверхности. Для защиты поверхности мольберты натирают маслосодержащими составами: от загрязнений при интенсивной художественной работе это не убережет, но при хранении и эксплуатации в выставочном режиме внутри поверхность мольберта из-за такого покрытия остается красивой значительное время.

Зачастую при изготовлении мольбертов из бука используется качественная латунная фурнитура. Все вместе это дает отличный внешний вид, высокую износостойкость и весьма солидную цену.

Фанера

Ящичный мольберт, существенная часть которого сделана из фанеры Материал с прекрасными техническими и низкими эстетическими характеристиками. Фанера прочна даже при небольшой толщине. Изготовить плоские детали, даже сложной формы, проще, чем из массива. Особенно хороша фанера в производстве ящичных конструкций: недорогие этюдники делаются именно из данного материала. Но стоит признать, что выглядит фанера менее интересно в сравнении с классической древесиной.

Дуб

Дубовый мольберт-лира, тонированный маслом, изготовлен по индивидуальному заказу Классический материал для любых элитных деревянных изделий. На сегодняшний день используется крайне редко – в основном при производстве дорогих выставочных мольбертов. Во времена, когда мольберты не были массовым товаром, а изготавливались поштучно, дуб использовался и для изготовления тяжелых художественных станков.

Массив дуба существенно дороже массива бука. При этом обрабатывается несколько хуже. Однако красота и прочность данного классического материала неоспорима.

Рябина

Аналог бука на Североамериканском континенте. Мольберты из этой древесины прочны, красивы и дороги.

Бамбук

Аналог бука у азиатских производителей. Конечно же, имеется ввиду не просто привычные всем бамбуковые палки, а склеенное в щиты и бруски бамбуковое волокно. Изделия из данного материала очень стойки к влажной среде и механическим повреждениям. Материал довольно сложен в производстве. Вкупе с транспортными расходами из Азии цена на мольберты из бамбука оказывается сопоставимой со стоимостью хороших европейских моделей из бука.

Сталь

Прочный тяжелый металл используется в производстве качественных полевых треног и выставочных мольбертов. Подставки из этого материала надежный, устойчивы, позволяют получать формы, недоступные древесине: например, изящные мольберты из тонких прутьев с массой плавных изгибов можно получить только из стали.

Существуют и классические по форме металлические художественные подставки. Особых преимуществ перед деревянными у них нет.

Алюминий

Легкий, но относительно мягкий материал. Используется при производстве недорогих полевых треног. Основные достоинства мольбертов из алюминия: очень низкая масса (легко транспортировать), небольшая цена, атмосферостойкость, красота. Недостатки: очень низкая масса (при работе с массивными полотнами подставка должна быть инертной и устойчивой), низкая надежность (мягкость этого металла приводит к выходу из строя трущихся или находящихся под давлением узлов).

Для редкой работы на улице мольберты из алюминия – идеальный вариант.

Пластики

Выставочный мольберт из прозрачного акрила в одном из торговых центров Бангкока Данный материал не был известен во времена торжества величайших живописцев. Поэтому почти и не используется в весьма консервативной области мольбертостроения. Тем не менее, современные выставочные условия, где традиции художественного ремесла не так важны, требуют и современных технологий. Пластмассы позволяют создавать интересные с визуальной точки зрения подставки.

Также пластик активно используется при изготовлении офисных и детских мольбертов.

Разделение мольбертов по возрасту творца (для художественных мольбертов)

Детские мольберты

Данную группу художественных инструментов стоит разделить еще на две подгруппы:

  1. Мольберты для совсем малышей, скорее для игры, чем для творческого процесса
  2. Мольберты для юных художников, занимающихся осознанным рисунком или обучением академической живописи

Для детей из второй группы чаще всего подходят обычные мольберты для любого художника. Т.е. как такового детского мольберта не существует: у восьмилетнего художника, работающего с маслом, точно такие же потребности, как и у сорокавосьмилетнего. Разве что размер подставки может быть поменьше, хотя и это не обязательное условие. Как правило, серьезно подходить к рисунку люди начинают с 8-10 лет.

Пример совсем детского мольберта-игрушки А вот структура и подход к творческому процессу у совсем маленьких творцов несколько отличается рисования-хобби. Как правило, это экспрессивная игра, не требующая кропотливой работы со светом, наклоном, смешиванием красок. В данном случае, детям требуется любая поверхность, на которой можно многократно рисовать мелками или фломастерами. Поэтому мольберты для таких задач чаще всего “хлопушки” с пластиковыми поверхностями черного и белого цветов. Один из лучших образчиков такой игрушки – мольберт производства Икеа. Подставки такого плана нужны детям до 7 лет.

Мольберты для всех остальных

Мольберты для всех – это не детские мольберты-игрушки. Как правило, ни один мольберт для полноценного осознанного творческого процесса не накладывает строгих ограничений на возраст, рост и пол художника. Более важный параметр – опыт.

Разделение мольбертов по используемым творцом материалам (для художественных мольбертов)

Четкой градации мольбертов по техникам рисования нет. Можно выделить какие-то требования, предъявляемые к художественным подставкам, возникающие в зависимости от свойств того, чем творят.

Акрил, масло, аэрография

Классические густые краски не текут на вертикальной поверхности. И многовековая практика живописцев всего мира показала, что именно в вертикальном положении картины писать удобнее всего. В основном для работы с маслом, а впоследствии и с художественным акрилом были придуманы мольберты. Поэтому подавляющее художественных подставок предназначены как раз для написания картин данными материалами. Любой мольберт, удерживающий холст в вертикальном или почти вертикальном положении, подходит для классической масляной живописи.

Аэрография – совсем не классическая техника, но требования к расположению поверхности похожие. Быстро сохнущую воздушно-красочную смесь удобно наносить на вертикальную поверхность. Любой мольберт, позволяющий удерживать раскрашиваемую поверхность в таком положении, годен для аэрографии.

Наиболее распространенные типы мольбертов для означенных в заголовке направлений: мольберты-лиры, мольберты с Н-корпусами, художественные станции, “ослики”, этюдники.

Акварель, тушь

Для жидких и текучих материалов нужны почти горизонтальные поверхности. Во многих случаях достаточно и простого стола, однако легкий наклон рисунка делает работу несколько удобнее. С подобной задачей лучше справляются художественные столы и специализированные планшеты, однако и мольберты в этом тоже могут помочь.

Некоторые модели профессиональных мольбертов позволяют изменять угол наклона работы в широком диапазоне, в том числе и для рисования в почти горизонтальном положении.

Если же нужно решение проще и дешевле, то тут на помощь приходят настольные мольберты. Среди этого класса художественных подставок нередко встречаютсяподходящие для каллиграфии , акварели, гуаши.

Карандаши, пастель, мелки

Сухие художественные материалы совсем не требовательны к наклону. Лишь бы творцу было удобно. Однако им требуется твердая ровная подложка. Точнее, подложка нужна бумаге, на которой и рисуют всеми означенными в заголовке материалами. Почти все мольберты, на которые можно установить холст, позволяют установить на себя и планшет. И уже на этот планшет крепится бумага.

Тем не менее, есть мольберты с уже предустановленной ровной плоскостью. Это почти все мольберты-хлопушки. Такое решение проще, чем комбинация из простого мольберта-подставки с планшетом, хоть и менее универсально.

Для рисования цветными детскими мелками нужны черные/зеленые поверхности. Это либо детские “хлопушки”, либо рекламные стенды, которые также относятся к классу мольбертов-хлопушек.

Маркеры

Некоторые художники используют маркеры именно в творческих целях. В этом случае подойдет совсем любой мольберт – тут будет важнее масштаб работ и комфорт творца.

Если же маркер используется в презентационных целях, то тут подойдет только офисный мольберт с предустановленной магнитно-маркерной доской или клипсой для закрепления бумаги.